Основные цели и задачи бюджетной политики Ленинградской области на 2020 год

Основные цели бюджетной политики Ленинградской области

на 2020 год

 

  1.  Ограничение роста государственного долга Ленинградской области.
  2.  Стратегическая приоритизация расходов и развитие принципов проектного управления.

3. Увеличение доходной базы консолидированного бюджета Ленинградской области.

4. Повышение эффективности управления бюджетными расходами.

 

1. Ограничение роста государственного долга Ленинградской области

Приоритетом бюджетной политики Ленинградской области в 2020 году остается ограничение роста государственного долга Ленинградской области не более 9,0% от суммы доходов областного бюджета Ленинградской области без учета безвозмездных поступлений. Данное ограничение в первую очередь планируется обеспечить за счет ограничения роста дефицита областного бюджета Ленинградской области. Дефицит областного бюджета Ленинградской области на 2020 год утвержден в размере 6,0% от налоговых и неналоговых доходов, заимствования не предусмотрены, источником финансирования дефицита планируются остатки средств бюджета.

Для достижения цели сдерживания государственного долга планируется продолжить работу по оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области и налоговых льгот, одновременно обеспечивая сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе.

В дальнейшем планируется поддержание объема долговых обязательств Ленинградской области на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранять контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга Ленинградской области с учетом всех возможных рисков и обеспечивать равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет Ленинградской области.

В целях обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и получения дополнительных доходов от размещения временно свободных средств организовано управление ликвидностью единого счета бюджета. В 2020 году будет продолжено использование механизма использования временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Ленинградской области при исполнении областного бюджета Ленинградской области.

 

2. Стратегическая приоритизация расходов и внедрение проектных принципов управления

Ключевым направлением бюджетной политики Ленинградской области является достижение целей и задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

При формировании областного бюджета Ленинградской области на 2020 год бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов предусмотрены в приоритетном порядке. Для обеспечения оперативности увеличения бюджетных ассигнований на достижение повышенных значений ключевых показателей Указа № 204 в областном бюджете Ленинградской области дополнительно зарезервированы бюджетные ассигнования.

Стратегическая значимость реализации нацпроектов требует выстраивания механизма постоянного мониторинга за прозрачностью и эффективностью расходования выделяемых на их реализацию средств. За счет уточнения подходов к бюджетной классификации обеспечено обособление бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов. Тем самым гарантируется полная прозрачность и возможность контроля и анализа использования бюджетных средств на реализацию национальных проектов.

Реализация задач, поставленных в Указе № 204, требует от Ленинградской области организации взаимодействия с федеральными органами власти по курируемым направлениям, в том числе участие в согласовании целевых показателей применительно к региону и определении объема необходимых финансовых ресурсов.

Порядком разработки государственных программ Ленинградской области предусмотрено обязательное включение региональных проектов в государственные программы Ленинградской области в соответствии с целевой направленностью. В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации государственных программ Ленинградской области как основного инструмента стратегического целеполагания и бюджетного планирования.

Дальнейшее развитие методологии формирования и реализации государственных программ предполагает расширение практики внедрения принципов проектного управления.

 

3. Увеличение доходной базы консолидированного бюджета Ленинградской области.

Для решения указанной задачи планируется проведение мероприятий по следующим направлениям:

3.1. Разработка плана по отмене неэффективных налоговых льгот (налоговых расходов), установленных областными законами Ленинградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3.2. Проведение целенаправленных мероприятий по сокращению имеющейся задолженности по налоговым и неналоговым доходам в рамках работы комиссий по неплатежам в бюджет.

3.3. Принятие мер по повышению налогового потенциала бюджетов:

- работа по легализации заработной платы, повышению её уровня всеми работодателями не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ленинградской области;

- установление новых критериев отбора объектов, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется от кадастровой стоимости в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и областного закона от 25.11.2003 № 98-оз «О налоге на имущество организаций» (торговые комплексы площадью свыше 500 кв.м.);

- увеличение установленных налоговых ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;

- повышение результативности мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля;

- уточнение недостающих характеристик земельных участков с целью расширения налогооблагаемой базы по земельному налогу в рамках деятельности межведомственных рабочих групп;

- выявление земельных участков и объектов капитального строительства, отсутствующих в базе данных налоговых органов для привлечения их к налогообложению с использованием современных методов взаимодействия и синхронизации цифровых баз данных различных государственных органов власти;

3.4. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, в том числе в рамках внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, предусматривающих обеспечение достоверности отражения фактов хозяйственной деятельности.

3.5. Повышение предпринимательской активности и улучшение качества инвестиционного климата, в том числе путем реализации в областном законодательстве положений об инвестиционном налоговом вычете в рамках статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

4. Повышение эффективности управления бюджетными расходами.

Для обеспечения роста результатов при управлении бюджетным процессом в Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.08.2018 № 438-р утверждена Программа оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в рамках которой будут решаться задачи по:

- оптимизации расходов областного бюджета, в том числе на государственное управление;

- повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области;

- оптимизации и повышению эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области.

Оптимизация расходов областного бюджета, в том числе на государственное управление

Основными направлениями решения данной задачи являются:

- реализация отдельных мероприятий административной реформы в Ленинградской области, направленных на оптимизацию структуры органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области;

- введение в эксплуатацию Единой информационной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета по отраслевым направлениям в органах государственной власти Ленинградской области на базе облачных технологий автоматизации и централизация бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных учреждениях Ленинградской области в рамках функционирования данной Единой системы;

- в условиях развития учетных процедур в рамках применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора унификация форм первичных учетных документов и внедрение электронного документооборота в бюджетном (бухгалтерском) учете.

Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области

Основными направлениями решения данной задачи являются:

1) Обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов:

- внедрение и применение в Ленинградской области и муниципальных образованиях Ленинградской области федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности;

- внедрение и применение единых стандартов внутреннего государственного финансового контроля, содержащих принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

- обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.

2) Внедрение новой системы оплаты труда в государственных учреждениях Ленинградской области, направленной на обеспечение эффективного соотношения гарантированной и стимулирующей части заработной платы.

3) Совершенствование системы закупок для государственных нужд Ленинградской области:

- расширение практики применения совместных закупок для нужд органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области

- централизация функций по осуществлению закупок отдельных товаров, работ, услуг для нужд муниципальных образований;

- сокращение доли стоимости заключенных государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- повышение взаимной ответственности заказчиков и исполнителей государственных контрактов, в том числе ограничение случаев авансирования государственных контрактов;

- использование механизма заключения государственных контрактов, предполагающих выполнение проектных и строительно-монтажных работ в рамках одного контракта.

4) Направление средств областного бюджета Ленинградской области на мероприятия, реализуемые в рамках концессионных соглашений (объекты здравоохранения, физической культуры и спорта, теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения).

5) Создание устойчивой модели развития систем водоснабжения и водоотведения в Ленинградской области в результате продолжения реализации регионального проекта «Единый водоканал Ленинградской области».

6) Совершенствование механизма предоставления населению мер государственной поддержки и государственных услуг в социальной сфере, в том числе:

- совершенствование порядка учета имущественного положения потенциальных получателей;

- установление дополнительной меры социальной поддержки в виде пособия по бедности;

- предоставление  ежемесячных выплат гражданам, имеющим детей, которые не обеспечены местами в группах полного дня в муниципальных дошкольных образовательных организациях (в размере 9 500 руб.).

7) Повышение операционной эффективности:

- внедрение механизма перечисления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета Ленинградской области в бюджеты муниципальных образований Ленинградской области в пределах суммы, необходимой  для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты;

- подготовка и утверждение нормативных правовых актов по осуществлению финансовым органом учета бюджетных и денежных обязательств в рамках вносимых изменений в бюджетное законодательство, а также санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета Ленинградской области с целью повышения уровня целевого назначения расходов областного бюджета.

8) Повышение уровня автоматизации процессов бюджетно-финансовой системы Ленинградской области:

- интеграция региональных информационных систем, используемых в бюджетном процессе Ленинградской области, с федеральными государственными информационными системами, в том числе с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части обеспечения мониторинга реализации национальных проектов;

- развитие информационной системы «Управление бюджетным процессом Ленинградской области», в том числе в части формирования и ведения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов в электронном виде с целью контроля предоставления целевых средств;

- модернизация региональных информационных систем в части осуществления контроля в сфере закупок в рамках положений статей 99 и 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- обеспечение возможности автоматической выгрузки из программ по ведению бюджетного учета в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты денежных средств за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- сопровождение и развитие автоматизированной системы управления деятельностью многофункциональных центров Ленинградской области, а также проведение мероприятий по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид;

- повышение уровня автоматизации процесса представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в органы федерального казначейства, а также ее размещения на информационных ресурсах сети «Интернет».

9) Разработка и утверждение программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Ленинградской области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Оптимизация и повышение эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области

В рамках реализации изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенных федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в части совершенствования межбюджетных отношений, важной задачей в 2020 году являются продолжение и закрепление достигнутых ранее положительных результатов в сфере повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, по следующим направлениям:

- создание условий, обеспечивающих предсказуемость, прозрачность и стабильность предоставления межбюджетных трансфертов, что предполагает обеспечение роста количества распределенных законом об областном  бюджете на очередной финансовый год и на плановый период субсидий и иных межбюджетных трансфертов;

- расширение полномочий муниципальных образований по определению направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований за счет консолидированных субсидий;

- продолжение работы по укреплению финансовой дисциплины не только муниципальных образований, но и главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета. С 2020 года соглашения на предоставление субсидий муниципальным образованиям Ленинградской области из областного бюджета заключаются в информационной системе «Управление бюджетным процессом Ленинградской области»;

- сохранение действующих принципов распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). С 2020 года с главами местных администраций, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета и (или) доходы по заменяющим указанные дотации дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, будут заключаться соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

Будет продолжено совершенствование подходов к организации межбюджетных отношений в части уточнения форм, порядков и условий предоставления межбюджетных трансфертов, уточнения положений, связанных с ограничениями по организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, контроля за их исполнением.

При этом предполагается соблюдать принцип сохранения распределенного объема дотаций, даже если по расчету в очередном финансовом году дотация должна будет снижаться, тем самым муниципальным образованиям предоставляются определенные «гарантии» в части финансовой помощи на 3 года.

Для исключения рисков несбалансированности бюджетов муниципальных образований, которые могут возникнуть в ходе исполнения местных бюджетов, предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.

На очередной финансовый год и на плановый период сохраняется осуществление муниципальными районами отдельных государственных полномочий Ленинградской области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета. Муниципальные районы самостоятельно рассчитывают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений по утвержденной методике. Предоставление дотаций поселениям в течение финансового года осуществляется муниципальными районами в пределах сумм субвенций, предусмотренных для исполнения указанных отдельных государственных полномочий в областном бюджете и предоставляемых бюджетам муниципальных районов. Данная мера по передаче полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения направлена на расширение самостоятельности муниципальных районов, создание условий для эффективного и ответственного управления их территориями.

Обновлено 27.03.2020