Основные цели и задачи бюджетной политики Ленинградской области на 2019 год
Основные цели и задачи бюджетной политики Ленинградской области на 2019 год
- Ограничение роста государственного долга Ленинградской области.
- Стратегическая приоритизация расходов и внедрение принципов проектного управления.
- Увеличение доходной базы консолидированного бюджета Ленинградской области.
- Повышение эффективности управления бюджетными расходами.
1. Ограничение роста государственного долга Ленинградской области
Приоритетом бюджетной политики Ленинградской области в 2019 - 2021 годах остается ограничение роста государственного долга Ленинградской области не более 9,0% от суммы доходов областного бюджета Ленинградской области без учета безвозмездных поступлений. Данное ограничение в первую очередь планируется обеспечить за счет ограничения роста дефицита областного бюджета Ленинградской области. Областной бюджет Ленинградской области на 2019 год принят с дефицитом в размере 5,8% от уровня налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Ленинградской области, на плановый период - на уровне 4,6% и 1,6%.
Все установленные параметры соответствуют условиям дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Ленинградской области из федерального бюджета. При этом доля общего объема долговых обязательств от рыночных заимствований в 2018-2021 годах, с учетом действующих кредитных соглашений с Министерством финансов Российской Федерации, не превысит 1% суммы доходов областного бюджета Ленинградской области без учета безвозмездных поступлений.
Для достижения цели сдерживания долга планируется продолжить работу по оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области и налоговых льгот, одновременно обеспечивая сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе.
На 2019 год заимствования не предусмотрены. Источником финансирования дефицита будут являться остатки средств бюджета.
Увеличение соотношения государственного долга Ленинградской области к собственным доходам в 2018-2019 годах до 4,3% возможно за счет предоставления государственных гарантий Ленинградской области, в 2020-2021 годах до 7,9% - за счет привлечения заимствований преимущественно в форме выпуска государственных ценных бумаг Ленинградской области.
В дальнейшем планируется поддержание объема долговых обязательств Ленинградской области на экономически безопасном уровне, позволяющем сохранять контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга Ленинградской области с учетом всех возможных рисков и обеспечивать равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет Ленинградской области.
В целях обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и получения дополнительных доходов от размещения временно свободных средств организовано управление ликвидностью единого счета бюджета. С 2018 года внедрен механизм использование временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Ленинградской области при исполнении областного бюджета Ленинградской области.
2. Стратегическая приоритизация расходов и внедрение проектных принципов управления
Ключевым направлением бюджетной политики Ленинградской области на среднесрочную перспективу является достижение целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Среди главных национальных целей развития страны на указанный период определены: прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан и создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Реализация задач, поставленных в Указе, потребует от Ленинградской области организации взаимодействия с федеральными органами власти по курируемым направлениям, в том числе участие в согласовании целевых показателей применительно к региону и определении объема необходимых финансовых ресурсов.
Достижение целей большинства национальных проектов невозможно без участия муниципальных образований и потребует настройки межбюджетных отношений. Дальнейшее развитие межбюджетных отношений будет увязано с приоритетными задачами, которые обсуждаются в рамках подготовки Стратегии пространственного развития Российской Федерации с учетом специализации регионов, потенциальных точек экономического роста и уровня обеспеченности инфраструктурой.
Необходима реализация комплекса мер в сфере межбюджетных отношений в части:
- изменения приоритетов направления целевых межбюджетных трансфертов (на основе дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий);
- пересмотр уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из областного бюджета.
Потребуется дальнейшее совершенствование структуры бюджетных расходов путем выбора приоритетов через внедрение инструментов проектного управления. В предстоящем периоде продолжится работа по повышению качества и эффективности реализации государственных программ Ленинградской области как основного инструмента стратегического целеполагания и бюджетного планирования.
Увеличение доходной базы консолидированного бюджета Ленинградской области.
Для решения указанной задачи планируется проведение мероприятий по следующим направлениям:
1. Отмена неэффективных налоговых льгот, установленных областными законами Ленинградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Потребуется внесение существенных изменений в нормативные правовые акты Ленинградской области, регулирующие порядок проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот и установленных налоговых ставок, в том числе в государственные программы в части определения принадлежности налоговых льгот к государственным программам.
2. Проведение целенаправленных мероприятий по сокращению имеющейся задолженности по налоговым и неналоговым доходам в рамках работы комиссий по неплатежам в бюджет. Особое внимание при проведении комиссий необходимо уделять вопросам погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации с 1 января 2016 года в части введения ежеквартальной налоговой отчетности по данному налогу.
3. Принятие мер по повышению налогового потенциала бюджетов:
- работа по легализации заработной платы, повышению её уровня всеми работодателями не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ленинградской области;
- установление новых критериев отбора объектов, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется от кадастровой стоимости в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и областного закона от 25.11.2003 № 98-оз "О налоге на имущество организаций" (торговые комплексы площадью свыше 500 кв.м.);
- увеличение коэффициента К2, устанавливаемого на местном уровне при введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- увеличение установленных налоговых ставок по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;
- повышение результативности мероприятий, проводимых в рамках муниципального земельного контроля;
- уточнение недостающих характеристик земельных участков с целью расширения налогооблагаемой базы по земельному налогу в рамках деятельности межведомственных рабочих групп;
- выявление земельных участков и объектов капитального строительства, отсутствующих в базе данных налоговых органов для привлечения их к налогообложению с использованием современных методов взаимодействия и синхронизации цифровых баз данных различных государственных органов власти;
4. Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, в том числе в рамках внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, предусматривающих обеспечение достоверности отражения фактов хозяйственной деятельности.
4. Повышение эффективности управления бюджетными расходами.
Для обеспечения роста результатов при управлении бюджетным процессом в Ленинградской области распоряжением Правительства Ленинградской области от 08.08.2018 № 438-р утверждена Программа оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области в рамках которой будут решаться задачи по:
- оптимизации расходов областного бюджета, в том числе на государственное управление;
- повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области;
- оптимизации и повышению эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области.
Мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Ленинградской области содержатся также в Плане, утвержденном распоряжением Правительства Ленинградской области от 13.10.2017 № 524-р.
Оптимизация расходов областного бюджета, в том числе на государственное управление
Основными направлениями решения данной задачи являются:
- реализация отдельных мероприятий административной реформы в Ленинградской области, направленных на оптимизацию структуры органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области;
- создание Единой информационной системы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета по отраслевым направлениям в органах государственной власти Ленинградской области на базе облачных технологий автоматизации и централизация бюджетного (бухгалтерского) учета в государственных учреждениях Ленинградской области в рамках функционирования данной Единой системы.
Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области
Основными направлениями решения данной задачи являются:
1) Обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов:
- внедрение и применение в Ленинградской области и муниципальных образованиях Ленинградской области федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора в целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности;
- внедрение и применение единых стандартов внутреннего государственного финансового контроля, устанавливающего единые принципы, определения и основания поведения проверок, ревизий и обследований, права и обязанности должностных лиц органов контроля и объектов контроля, закрепляющих риск-ориентированные подходы к планированию контрольной деятельности, а также обеспечивающих исключение дублирования контрольных мероприятий органов внешнего государственного финансового контроля;
- обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.
2) Совершенствование порядка оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области, включающего систему материального стимулирования руководителей государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области к инновационной деятельности, а также порядка стимулирования участников проектной деятельности.
3) Совершенствование системы закупок для государственных нужд Ленинградской области:
- организация единой электронной площадки для осуществления закупок малого объема;
- расширение практики применения совместных закупок для нужд органов государственной власти и государственных учреждений Ленинградской области
- централизация функций по осуществлению закупок отдельных товаров, работ, услуг для нужд муниципальных образований.
4) Направление средств областного бюджета Ленинградской области на мероприятия, реализуемые в рамках концессионных соглашений (объекты здравоохранения, физической культуры и спорта, теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения).
5) Создание устойчивой модели развития систем водоснабжения и водоотведения в Ленинградской области в результате реализации регионального проекта "Единый водоканал Ленинградской области".
6) Повышение операционной эффективности:
- совершенствование механизмов организации исполнения областного бюджета. Применение новых инструментов кассового планирования. В установленных случаях применение механизма доведения до главных распорядителей бюджетных средств предельных объемов финансирования. Применение механизма автоматизации процесса сбора и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности на муниципальном уровне.
- совершенствование процедуры учета бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета Ленинградской области.
7) Повышение уровня автоматизации процессов бюджетно-финансовой системы Ленинградской области:
– развитие информационной системы "Управление бюджетным процессом Ленинградской области", в том числе по расширению функционала юридически значимого документооборота при организации информационного взаимодействия с муниципальными образованиями Ленинградской области;
– интеграция региональных информационных систем, используемых в бюджетном процессе Ленинградской области, с федеральными государственными информационными системами, в том числе с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ);
- обеспечение возможности автоматической выгрузки из программ по ведению бюджетного учета в ГИС ГМП информации, необходимой для уплаты денежных средств за государственные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- обеспечение возможности осуществлять контрольные функции, перечисленные в ч.5 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в информационной системе "Централизованное управление бюджетной финансовой системой Ленинградской области";
- сопровождение и развитие автоматизированной системы управления деятельностью многофункциональных центров Ленинградской области, а также проведение мероприятий по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид.
Оптимизация и повышение эффективности расходов местных бюджетов Ленинградской области
Важной задачей также является продолжение и закрепление положительных результатов, достигнутых в рамках повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов, по следующим направлениям:
- создание условий, обеспечивающих предсказуемость, прозрачность и стабильность предоставления межбюджетных трансфертов, что предполагает распределение законом об областном бюджете всех субсидий и максимального количества иных межбюджетных трансфертов, обеспечение роста количества распределенных субсидий и иных межбюджетных трансфертов на плановый период;
- расширение полномочий муниципальных образований по определению направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований за счет консолидированных субсидий;
- повышение финансовой дисциплины не только муниципальных образований, но и главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета. С 2019 года планируется ввести казначейское сопровождение перечисления субсидий в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования, источником финансового обеспечения которого является субсидия из областного бюджета, в доле, соответствующей уровню софинансирования, установленной в соглашении о предоставлении субсидии;
- сохранение действующих принципов распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Будет продолжено совершенствование подходов к организации межбюджетных отношений в части уточнения форм, порядков и условий предоставления межбюджетных трансфертов, уточнения положений, связанных с ограничениями по организации бюджетного процесса на муниципальном уровне, контроля за их исполнением и применения мер к нарушающим такие ограничения муниципалитетам.
При этом соблюдается принцип сохранения распределенного объема дотаций, даже если по расчету в очередном финансовом году дотация должна будет снижаться, тем самым муниципальным образованиям предоставляются определенные "гарантии" в части финансовой помощи на 3 года.
Расчетный объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусмотрен на 2019 год с ростом на 19,0% к 2018 году, на 2020-2021 годы - с ростом на 4,0% соответственно к уровню предыдущего года.
Часть расчетной суммы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц (10,0% налоговых доходов от налога на доходы физических лиц, поступающих в консолидированный бюджет Ленинградской области).
Для исключения рисков несбалансированности бюджетов муниципальных образований, которые могут возникнуть в ходе исполнения местных бюджетов, предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ленинградской области в областном бюджете предусматриваются субвенции местным бюджетам, общий объем которых на 2019-2021 годы предусмотрены на уровне 2018 года.
На очередной финансовый год и плановый период сохраняется осуществление муниципальными районами отдельных государственных полномочий Ленинградской области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета. Муниципальные районы самостоятельно рассчитывают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений по утвержденной методике. Данная мера по передаче полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения направлена на расширение самостоятельности муниципальных районов, создание условий для эффективного и ответственного управления их территориями.
Все вышеперечисленные меры нацелены на создание условий для формирования финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований Ленинградской области. В тоже время для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, в областном бюджете ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования в размере 250,0 млн. рублей для предоставления бюджетам муниципальных районов и городского округа бюджетных кредитов на указанные цели.
Будет продолжена работа по внедрению инициативного бюджетирования, обеспечивающего повышение гражданской и социальной активности при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области, разработка брошюр "Бюджет для граждан", позволяющих в наглядной форме ознакомиться с планами и результатами работы Ленинградской области.