Сведения о льготах, отсрочках, рассрочках и списаниях задолженности юридических лиц в бюджет Ленинградской области за 2014-2016 г.
Оценка выпадающих доходов бюджета Ленинградской области (тыс.руб.)
№ п/п | Показатели | 2014 год | 2015 год | 2016 год (оценка) |
1. | Льготы, установленные федеральным законодательством | 857 641 | 1 781 729 | 1 884 520 |
в том числе по: | ||||
федеральным налогам | 0 | 0 | 0 | |
налогу на прибыль организаций | ||||
региональным и местным налогам | ||||
земельному налогу | 88 824 | 82 099 | 83 000 | |
транспортному налогу | 11 169 | 5 467 | 5 520 | |
налогу на имущество организаций | 579 890 | 1 469 071 | 1 548 400 | |
налогу на имущество физических лиц | 177 758 | 225 092 | 247 600 | |
2. | Льготы, установленные региональным законодательством | 13 950 158 | 15 015 496 | 11 203 800 |
в том числе по: | ||||
транспортному налогу | 111 749 | 140 938 | 142 300 | |
налогу на имущество организаций | 5 522 133 | 6 585 912 | 6 941 500 | |
налогу на прибыль организаций | 8 316 276 | 8 288 646 | 4 120 000 | |
3. | Льготы, установленные органами местного самоуправления | 263 251 | 266 985 | 267 200 |
в том числе по: | ||||
земельному налогу | 263 230 | 263 466 | 263 600 | |
налогу на имущество физических лиц | 21 | 3519 | 3600 | |
4. | Итого установлено льгот по налогам (строки 1+2+3) | 15 071 050 | 17 064 210 | 13 355 520 |
Анализ структуры льгот показывает, что удельный вес льгот, установленных в соответствии с федеральным законодательством, в 2015 году незначителен и оценивается в размере 4,4% от общего объема льгот.
Основная сумма налоговых льгот приходится на льготы, установленные региональным законодательством.
В соответствии с областными законами Ленинградской области налоговые льготы в 2015 году предоставлялись отдельным категориям плательщиков по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.
Основные выпадающие доходы областного бюджета составляют льготы отдельным категориям плательщиков по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций.
В разрезе категорий плательщиков наибольшие суммы льгот за 2015 год (73,6% объема всех предоставленных льгот по региональному законодательству) приходятся на налоговые льготы предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и организациям - участникам консолидированных групп налогоплательщиков.
Установление льгот предприятиям - инвесторам имеет значительный экономический эффект, т.к. позволяет привлекать на территорию области новых налогоплательщиков. После окончания срока действия льготного налогообложения они будут уплачивать налоги в бюджет области в полном объеме.
Льготы организациям - участникам консолидированных групп налогоплательщиков предоставлены в целях стимулирования налогоплательщиков к продолжению деятельности на территории области, а о достигнутом экономическом эффекте позволяет судить тот факт, что за 2015 год поступления налога на прибыль организаций от данной категории налогоплательщиков составили 47,9% от общих поступлений поданному доходному источнику.
Значительное количество налоговых льгот (26,4% всех региональных льгот), предоставляемых областными законами, носят социальный характер (предприятия потребкооперации, Всероссийское общество слепых, средства массовой информации и общественные организации инвалидов, организации народных художественных промыслов), а также направлены на привлечение новых плательщиков (трейдеры), на поддержку конкурентоспособности предприятий и вывод их из кризисного состояния (легкая и пищевая, сланцевая промышленность, сельскохозяйственные предприятия).
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций органов власти и бюджетных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов Ленинградской области, также экономически обосновано, т.к. единственным источником уплаты налога для этих плательщиков являются средства, предусмотренные в соответствующих бюджетах.
По результатам проведения в 2015 году экспертной оценки эффективности налоговых льгот, установленных областным законодательством, принято решение о поэтапной отмене отдельных льгот, признанных неэффективными.
В 2015 году приняты областные законы, предусматривающие отмену с 1 января 2016 года отдельных льгот по налогу на имущество организаций, а также ужесточение условий предоставления льгот по транспортному налогу (областные законы от 27.11.2015 № 124-оз " о внесении изменений в статьи 1 и 3-1 областного закона "О налоге на имущество организаций" и от 27.11.2015 № 125-оз "О внесении изменений в статью 3 областного закона "О транспортном налоге")