Сведения о льготах, отсрочках, рассрочках и списаниях задолженности юридических лиц в бюджет Ленинградской области за 2013-2015 г.
Анализ налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Ленинградской области.
Налоговыми расходами являются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Ленинградской области, обусловленные применением налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами Ленинградской области и решениями представительных органов муниципальных образований Ленинградской области.
Оценка выпадающих доходов консолидированного бюджета Ленинградской области (тыс.руб.)
Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год оценка |
Льготы, установленные федеральным законодательством и международными договорами по налогам | 306 362 | 857 641 | 876 080 |
в том числе по: | |||
федеральным налогам | |||
налогу на прибыль организаций | 0 | 0 | 0 |
региональным и местным налогам | |||
земельному налогу | 64 375 | 88 824 | 89 000 |
транспортному налогу | 9 879 | 11 169 | 11 280 |
налогу на имущество организаций | 71 869 | 579 890 | 590 800 |
налогу на имущество физических лиц | 160 239 | 177 758 | 185 000 |
Льготы, установленные региональным законодательством | 8 180 652 | 13 950 158 | 14 923 000 |
в том числе по: | |||
транспортному налогу | 104 070 | 111 749 | 118 500,00 |
налогу на имущество организаций | 4 897 939 | 5 522 133 | 6 074 500,00 |
налогу на прибыль организаций | 3 178 643 | 8 316 276 | 8 730 000,00 |
Льготы, установленные органами местного самоуправления | 229 274 | 263 251 | 275 021 |
в том числе по: | |||
земельному налогу | 229 253 | 263 230 | 275 000 |
налогу на имущество физических лиц | 21 | 21 | 21 |
Итого установлено льгот по налогам (строки 1+2+3) | 8 716 288 | 15 071 050 | 16 074 101 |
Анализ структуры льгот в 2013-2015 годах показывает незначительный удельный вес льгот, установленных в соответствии с федеральным законодательством. В 2015 году указанный удельный вес оценивается в пределах 5,5% от общего объема льгот.
Данное обстоятельство обусловлено налоговой политикой, проводимой на федеральном уровне, в первую очередь в части отмены с 1 января 2013 года льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Ранее данные организации были освобождены от уплаты налога в отношении вышеназванного имущества.
Основная сумма налоговых льгот приходится на льготы, установленные областными законами Ленинградской области, при этом более 50% выпадающих доходов областного бюджета составляют льготы, установленные региональным законодательством отдельным категориям плательщиков по налогу на имущество организаций.
Льготы, установленные региональным законодательством по налогу на прибыль организаций в общем объеме льгот увеличились с 38,9% в 2013 году до 59,6% в 2014 году , что в основном обусловлено снижением ставки налога на прибыль организаций до 14% для организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков .
Льготы данной категории плательщиков предоставлены в целях стимулирования налогоплательщиков к продолжению деятельности в рамках консолидированной группы, а о достигнутом экономическом эффекте позволяет судить тот факт, что за 2014 год поступления налога на прибыль от КГН составили около 50% от общих поступлений по этому доходному источнику.
В разрезе категорий плательщиков наибольшая сумма льгот приходится на налоговые льготы предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области. Льготы данной категории плательщиков в 2014 году составили 31,9% объема всех предоставленных льгот, а по оценке в 2015 году будет предоставлено льгот в 1,2 раза больше, чем в 2014 году.
Такое увеличение размера налоговых льгот свидетельствует о реализации инвестиционных проектов на территории области.
Установление льгот предприятиям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, имеет значительный экономический эффект, т.к. позволяет привлекать на территорию области новых налогоплательщиков. После окончания срока действия льготного режима налогообложения они будут уплачивать налоги в бюджет области в полном объеме.
Большинство налоговых льгот, предоставляемых областными законами Ленинградской области, носят социальный характер (предприятия потребкооперации, Всероссийское общество слепых, средства массовой информации и общественные организации инвалидов, организации народных художественных промыслов), а также направлены на привлечение новых плательщиков (трейдеры), на поддержку конкурентоспособности предприятий (легкая и пищевая промышленность, сельскохозяйственные предприятия).
Освобождение от уплаты налога на имущество организаций органов власти и учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов Ленинградской области, также экономически обосновано, т.к. единственным источником уплаты налога для этих плательщиков являются средства, предусмотренные в указанных бюджетах.