Основные задачи в сфере финансов Ленинградской области на 2016 год

     В 2016 году предстоит продолжить работу по управлению финансами Ленинградской области в сложившихся экономических условиях.

     Несмотря на предоставленную федеральным законодательством возможность принятия бюджета на один год, в Ленинградской области областной бюджет утвержден сроком на три года. Это обусловлено рядом причин: положительными темпами экономического роста, сохранением Ленинградской областью статуса региона-донора, своевременным исполнением принятых бюджетных обязательств.

     В числе главных задач бюджетной политики Ленинградской области на 2016-2018 годы:

  • сохранение финансовой стабильности;
  • ограничение роста государственного долга, поэтапное сокращение дефицита, сокращение расходов на обслуживание долга;
  • формирование системы и условий для устойчивого повышения эффективности расходов;
  • совершенствование межбюджетных отношений;
  • исполнение Указов Президента Российской Федерации;
  • развитие единого информационного пространства бюджетно-финансовой системы региона.

     В 2016 году целесообразно применить взвешенный подход при прогнозировании доходной части областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов с учетом общего консервативного сценария социально-экономического развития региона.

     Необходимо сохранение на безопасном уровне дефицита и ограничение роста государственного долга. Расходная часть областного бюджета Ленинградской области формировалась с учетом ежегодного снижения дефицита областного бюджета на 2 процентных пункта. Бюджет на 2016 год принят с дефицитом в размере 6% от уровня собственных доходов областного бюджета. При этом в 2017 и 2018 годах областной дефицит прогнозируется на уровне 4%. При снижении дефицита бюджета Ленинградской области, уменьшаются и расходы на обслуживание государственного долга.

     Государственный долг Ленинградской области включает в себя коммерческие и бюджетные кредиты, государственные гарантии и облигации. Вместе с тем, основная часть действующих коммерческих займов региона – это средства, привлеченные в рамках возобновляемых кредитных линий, которые были открыты в банках в 2013 году на максимально выгодных условиях. Эта мера позволяет и сегодня экономить  на обслуживании государственного долга.

     Начиная с 2015 года между Министерством финансов Российской Федерации и Ленинградской области заключено Соглашение о предоставлении бюджету Ленинградской области из федерального бюджета бюджетного кредита. Одним из основных условий Соглашения является соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В целях выполнения этого условия в 2016 году не будет проводиться индексация заработной платы государственным служащим органов исполнительной власти Ленинградской области, а также будет продлен мораторий на запрет увеличения численности государственных служащих Ленинградской области.

     В связи со сложившейся экономической ситуацией и в целях оптимизации расходов субъектов Министерством финансов Российской Федерации разработана Методика расчета модельного минимального консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в соответствии с которой будут определяться объем финансирования минимальных расходов региональных бюджетов. Таким образом, перед субъектами Российской Федерации будет поставлена задача оптимизировать расходы.

   Ужесточаются требования по выполнению Соглашений с федеральными министерствами по предоставлению регионам межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. 

    Министерство финансов Российской Федерации уполномочено осуществлять мониторинг предоставления субсидий субъектам Российской Федерации. В случае недостижения плановых значений показателей результативности использования субсидий, объем межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в следующем финансовом году может быть уменьшен. В 2016 году получателям целевых межбюджетных трансфертов необходимо повысить ответственность за исполнение показателей результативности.

     В 2016 году планируется принятие нормативного правового акта Ленинградской области о применении аналогичных мер финансовой ответственности к муниципальным образованиям Ленинградской области. Одной из мер предлагается установление специальных "штрафных" коэффициентов, применяемых для определения доли финансирования расходных обязательств за счет местного бюджета.

   В соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области, утвержденной распоряжением Правительства Ленинградской области от 29 июня 2015 года № 235-р, в 2016 году предстоит продолжить работу по формированию системы и условий для устойчивого повышения эффективности расходов бюджета Ленинградской области.

     В части социальных пособий, льгот и иных мер поддержки, действующих в области, следует продолжить работу по инвентаризации обязательств и введению критерия адресности и нуждаемости при определении мер социальной поддержки. При этом публичные нормативные обязательства будут индексироваться с учетом экономических условий.

    В 2016 году предстоит продолжить безусловное исполнение действующих расходных обязательств. Обеспечение приоритетов бюджетной политики в первую очередь направлено на исполнение указов Президента и мероприятий, предусмотренных "дорожными картами": повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы; расселение ветхого и аварийного жилья; создание инженерной инфраструктуры на земельных участках, выделяемых многодетным семьям.

    В целях совершенствования системы оплаты труда, оплата труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинградской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области с учетом всех выплат должна составлять с 1 января 2016 года не менее 9100 рублей, с 1 сентября 2016 года - не менее 10250 рублей.

   В целях безусловного выполнения приоритетных задач государственной инвестиционной политики, недопущения роста объемов незавершенного строительства в 2016 году надлежит обеспечить завершение строительства начатых ранее объектов в соответствии с нормативными сроками строительства, в связи с чем потребуется увеличение бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области 2016 года на адресную инвестиционную программу.

   Ленинградская область постоянно совершенствует бюджетный процесс. Начиная с 2015 года комитетом финансов Ленинградской области осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета Ленинградской области, на основе которого составляется их рейтинг. В 2016 году главным распорядителям бюджетных средств необходимо продолжить работу по повышению качества финансового менеджмента.

    В целях разработки документов стратегического планирования впервые будет разрабатываться бюджетный прогноз Ленинградской области на двенадцать лет. Муниципальные власти будут формировать бюджетный прогноз на шесть и более лет. Бюджетный прогноз на долгосрочный период будет включать прогноз основных характеристик областного и консолидированного бюджетов Ленинградской области, показатели финансового обеспечения государственных программ Ленинградской области, иные показатели, характеризующие областной бюджет, а также основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.

    В рамках совершенствования межбюджетных отношений в 2016 году планируется продолжить работу по сокращению количества субсидий, предоставляемых из областного бюджета муниципальным образованиям в рамках государственных программ, финансовое обеспечение которых составляет около 93%. На первом этапе целесообразно обеспечить консолидацию субсидий на уровне подпрограмм государственных программ Ленинградской области. Реализация вышеуказанной меры позволит сократить количество административных процедур, сопровождающих предоставление субсидий, при заключении единого соглашения.

   В целях своевременного предоставления и расходования субсидий местным бюджетам предстоит продолжить работу по распределению субсидий областным законом об областном бюджете Ленинградской области. В областном бюджете Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов предусмотрено распределение 14 субсидий между бюджетами муниципальных образований Ленинградской области.

    С 1 января 2016 года в Ленинградской области заработала комплексная автоматизированная система управления бюджетным процессом, основной задачей которой является централизация финансовых процессов региона, в том числе муниципальных образований Ленинградской области и сети государственных (муниципальных) учреждений, которая достигается сосредоточением абсолютно всей первичной, производной и отчетной финансовой информации в финансовом органе субъекта.

    Централизованное решение – новый подход к построению единой системы управления финансами региона и, прежде всего, направлено на повышение эффективности процесса исполнения бюджета Ленинградской области.

     Особое внимание необходимо уделить открытости бюджета региона и бюджетного процесса. В целях обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности бюджетной системы Ленинградской области, открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений, в Ленинградской области проводятся публичные слушания по проекту областного закона об областном бюджете Ленинградской области и годовому отчету об исполнении областного бюджета Ленинградской области за отчетный финансовый год.

    На портале "Открытый бюджет" представлены инструменты обучения, информирования граждан, а также различные форматы взаимодействия с целевой аудиторией. В дальнейшем планируется расширение представленных на портале материалов с включением информации о личных финансах, управлении личными средствами и финансовыми инструментами для физических лиц.