Отчет комитета финансов Ленинградской области о результатах деятельности (осуществления функций) за 2015 год

Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области от 27 мая 2014 года № 191 "Об утверждении Положения о Комитете финансов Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (с изменениями) комитет финансов Ленинградской области (далее – Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и обладает статусом финансового органа Ленинградской области - субъекта Российской Федерации, обеспечивающего формирование и реализацию единой государственной финансовой, налоговой и бюджетной политики в Ленинградской области, составление проекта областного бюджета Ленинградской области и организацию исполнения областного бюджета Ленинградской области, исполнительно-распорядительные функции по управлению финансами Ленинградской области и координацию деятельности в сфере бюджетных правоотношений органов исполнительной власти Ленинградской области.

Основные направления реализации бюджетной политики в Ленинградской области в 2015 году определялись Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ленинградской области на 2015-2017 годы и прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на 2015-2017 годы.

Спрогнозированная сумма доходов областного бюджета Ленинградской области на 2015 год и утвержденные источники финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области позволили обеспечить финансирование расходов областного бюджета Ленинградской области в соответствии с принятыми расходными обязательствами. Финансовое обеспечение социально-значимых расходов в 2015 году исполнено в полном объеме.

Основные параметры областного бюджета Ленинградской области за 2015 год представлены в таблице:

 

 

 

 

тыс. руб.

 

Наименование

Первоначаль-

ный план

на 2015 год

Уточненный план

на 2015 год

Исполнено

за 2015 год

Процент исполнения

ДОХОДЫ

ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

77 373 941,3

91 984 224,9

105 569 198,8

114,8

в том числе:

 

 

 

 

налоговые и неналоговые

70 964 040,3

80 381 812,9

93 694 903,8

116,6

безвозмездные поступления

6 409 901,0

11 602 412,0

11 874 295,0

102,3

РАСХОДЫ

ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА

83 051 064,5

99 936 871,6

93 612 482,5

93,7

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)

-5 677 123,2

-7 952 646,7

11 956 716,3

 

 

За 2015 год областной бюджет Ленинградской области исполнен по доходам в сумме 105 569 198,8 тыс. руб. (114,8% плановых назначений в сумме 91 984 224,9 тыс. руб.), по расходам в сумме 93 612 482,5 тыс. руб. (93,7% плановых назначений в сумме 99 936 871,6 тыс. руб.).

По сравнению с 2014 годом объем доходов областного бюджета Ленинградской области увеличился на 8 309 230,5 тыс. руб. (на 8,5%), расходов – на 10 412 691,7 тыс. руб. (на 12,5%).

Фактический профицит областного бюджета Ленинградской области по состоянию на 01.01.2016 составил 11 956 716,3 тыс. руб. при плановом дефиците на 2015 год 7 952 646,7 тыс. руб.

В сводную бюджетную роспись областного бюджета Ленинградской области внесены изменения без внесения изменений в закон о бюджете в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Увеличены расходы на целевые средства в общей сумме 84 941,6 тыс. руб., фактически полученные в декабре 2015 года после внесения последних изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Одним из результатов последовательной и эффективной бюджетной политики Ленинградской области, в том числе бюджетного планирования, является постепенное уменьшение количества изменений в закон о бюджете Ленинградской области. Так, в 2011 году было 9 уточнений областного бюджета Ленинградской области, в 2012 году – 8, в 2013 году – 7, в 2014 и 2015 годах их количество снизилось до 5.

В результате уточнений 2015 года были увеличены: доходы областного бюджета Ленинградской области в общей сумме 14 525 342,0 тыс. руб. (9 417 772,6 тыс. руб. – собственные доходы, 5 107 569,4 тыс. руб. – безвозмездные поступления) и расходы областного бюджета Ленинградской области в общей сумме 16 800 865,5 тыс. руб.

 

На 1 января 2016 года объем государственного долга Ленинградской области составил 9 553 413,7 тыс. руб., что на 1 327 166,5 тыс. руб. меньше по сравнению с 1 января 2015 года (по состоянию на 01 января 2015 года – 10 880 580,2 тыс. руб.).

Отношение объема государственного долга Ленинградской области на 1 января 2016 года к доходам консолидированного бюджета за 2015 год без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации составило 10,2% (2014 год – 13,1 %).

За 2015 год в целях финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Ленинградской области было привлечено заемных средств на общую сумму 4 317 340,0 тыс. руб., из них:

- 3 000 000,0 тыс. руб. - кредиты в кредитных организациях;

- 1 317 340,0 тыс. руб. – бюджетный кредит из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета, в целях погашения долговых обязательств Ленинградской области в виде обязательств по государственным ценным бумагам Ленинградской области и кредитам, полученным Ленинградской областью от кредитных организаций

 Также за счет источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области были произведены выплаты в счет погашения долговых обязательств на общую сумму 5 027 500,0 тыс. рублей, из них:

- 5 000 000,0 тыс. руб. - погашение кредитов, привлеченных в кредитных организациях;

- 27 500,0 тыс. руб. – частичное погашение облигационного займа Ленинградской области, выпущенного в 2014 году.

 

Комитет является ответственным исполнителем государственной программы Ленинградской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области". Расходы по государственной программе за 2015 год исполнены в сумме 3 554 093,9 тыс. руб. или на 96,7% от годовых назначений в сумме 3 674 807,7 тыс. руб. Основные показатели реализации государственной программы за 2015 год:

 

Наименование показателя (индикатора)

Ед. измерения

Значения показателей (индикаторов)

План

Факт

% выполнения

Доля муниципальных образований Ленинградской области, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации превышает 70 проц. объема собственных доходов местных бюджетов, от общего количества муниципальных образований Ленинградской области

 

%

 

22,6

 

 

24,4

 

108,0

Дюрация долга - средневзвешенный по сумме срок возврата привлеченных заимствований.

лет

2,5

 

2,78

111,2

Степень разработки и внедрения автоматизированной системы "Управление бюджетными инвестициями"

%

75,0

75,0

100,0

 

Для реализации областного закона от 22 декабря 2014 года № 96-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" разработано и утверждено Постановление Правительства Ленинградской области от 13 апреля 2015 года № 108 "О мерах по реализации в 2015 году областного закона "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Постановление подготовлено в целях создания условий для повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Ленинградской области.

В целях осуществления мер по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет Ленинградской области, повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области, эффективному управлению государственным долгом Ленинградской области и государственными финансовыми активами Ленинградской области, разработано и утверждено распоряжение Правительства Ленинградской области от 13 апреля 2015 года  № 118-р "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Ленинградской области на 2015 год".

Во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 10 июня 2014 года № 236 "О разработке программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области" и в целях формирования системы и создания условий для устойчивого повышения эффективности расходов бюджета Ленинградской области разработано и утверждено распоряжение Правительства Ленинградской области от 29 июня 2015 года № 235-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области на период до 2018 года".

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 20 октября 2014 года № 477 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения публичных слушаний по проекту областного закона об областном бюджете Ленинградской области и годовому отчету об исполнении областного бюджета Ленинградской области за отчетный финансовый год" в 2015 году в Ленинградской области впервые проводились публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за 2014 год. В публичных слушаниях приняли участие 247 человек. На 14 поступивших вопросов было отвечено в процессе публичных слушаний, ответы на 13 вопросов размещены в разделе "Открытый бюджет". Ни один вопрос не остался без ответа.

Комитетом ежегодно проводится оценка качества управления муниципальными финансами, позволяющая выявить сильные и слабые стороны муниципальных образований Ленинградской области в сфере финансов для принятия соответствующих управленческих решений. За достижение наилучших показателей оценки качества управления муниципальными финансами муниципальные образования (3 муниципальных района, 3 поселения) поощряются.

В целях повышения эффективности и качества управления средствами областного бюджета Ленинградской области стала проводиться аналогичная оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В соответствии с приказом Комитета от 22 декабря 2014 года № 18-02/01-02-101 "О порядке проведения оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета Ленинградской области" в 2015 году впервые проведена оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета Ленинградской области за 2014 год.

В условиях концептуального развития электронного бюджета применяемый в Ленинградской области вариант организации исполнения бюджета был бы невозможен без создания комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом, интегрированной "вертикально" и "горизонтально" (горизонтально – с другими системами, вертикально – с федерального уровня до местного уровня).

В 2015 году проведены все подготовительные мероприятия, чтобы с 1 января 2016 года в Ленинградской области полностью заработала комплексная автоматизированная система управления бюджетным процессом, основной задачей которой является централизация финансовых процессов региона, в том числе муниципальных образований Ленинградской области и сети государственных (муниципальных) учреждений, которая достигается сосредоточением абсолютно всей первичной, производной и отчетной финансовой информации в финансовом органе субъекта.

Централизованное решение – новый подход к построению единой системы управления финансами региона и, прежде всего, направлено на повышение эффективности процесса исполнения бюджета Ленинградской области.

Завершающим шагом в целях обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности бюджетной системы региона является портал "Открытый бюджет". На портале представлены результаты деятельности финансовой системы и исполнительных органов, а также инструменты обучения, информирования граждан, различные форматы взаимодействия с целевой аудиторией.

Функционал сайта поделен на несколько смысловых блоков – образовательно-просветительный, информационно-ознакомительный, и блок участия в жизни региона, реализован раздел "открытых данных".

На постоянной основе ведется работа с федеральными институтами (Министерство финансов Российской Федерации, Аналитический центр при Правительстве, Открытого правительства) и организациями (Фонд свободы информации, Фонд "Открытый город", "Инфокультура" и другие) в сфере развития инструментов открытости.

По уровню открытости бюджетных данных Ленинградская область занимает 25-26 место среди субъектов Российской Федерации.

В 2015 году областной бюджет Ленинградской области сформирован на три года (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). Принятие данного решения стало возможно по несколькими основными причинами:

1. Относительно стабильная динамика основных показателей социально-экономического развития региона.

2. Бюджет Ленинградской области является самодостаточным, не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и может прогнозировать собственные доходы без учета поддержки из федерального бюджета.

3. Своевременное принятие новых и исполнение уже принятых бюджетных обязательств. Формирование трехлетнего бюджета позволяет заключать долгосрочные контракты, связанные с бюджетным финансированием.

В Ленинградской области обеспечен принцип сбалансированности областного бюджета: объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и источников финансирования дефицита. Расходная часть областного бюджета Ленинградской области формировалась с учетом снижения дефицита областного бюджета на 2 процентных пункта. Бюджет на 2016 год принят с дефицитом в размере 6% от уровня собственных доходов областного бюджета, в 2017 и 2018 годах дефицит прогнозируется на уровне 4%.

В связи с внесением изменений в приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" в части дополнения целевых статей расходов новыми разрядами для кодировки основных мероприятий, Комитет провел совещания ("ручейки") с главными распорядителями бюджетных средств областного бюджета Ленинградской области по вопросам применения новой бюджетной классификации. Комитетом проведена организационная работа по уточнению структуры ранее утвержденных Государственных программ Ленинградской области в связи с включением кода основного мероприятия государственной программы Ленинградской области в структуру кода целевой статьи расходов. В результате проведенной работы разработан и принят приказ Комитета от 25 декабря 2015 года № 18-02/01-02-97 "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации областного бюджета Ленинградской области и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области".

По проекту областного бюджета Ленинградской области на 2016-2018 годы также проводились публичные слушания. В публичных слушаниях приняли участие более 300 человек из всех районов Ленинградской области: жители Ленинградской области, представители органов исполнительной власти и Законодательного собрания, органов местного самоуправления, представители предприятий и общественных организаций. Всего от участников публичных слушаний поступил 31 вопрос: на 25 из них ответы были даны сразу, информация по 6 вопросам, требующим дополнительной проработки, в течение месяца была размещена на портале "Открытый бюджет" Ленинградской области, ответы были направлены заявителям.

В результате подробной предварительной проработки расходов со всеми главными распорядителями бюджетных средств областного бюджета Ленинградской области, на комиссиях и "нулевом" чтении Законодательного собрания Ленинградской области, публичных слушаниях, областной бюджет Ленинградской области на 2016-2018 годы был рассмотрен и принят Законодательным собранием Ленинградской области во втором и третьим чтении одновременно. Уже второй год подряд главный финансовый документ 47-го региона принимают в первых числах декабря, что позволяет повысить эффективность и качество его исполнения. Оперативное принятие бюджета на 2016-2018 годы позволит быстрее провести необходимые конкурсные процедуры по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и услуг для жителей Ленинградской области.

В 2015 году Комитетом разработаны:

областные законы Ленинградской области:

- от 12.11.2015 № 107-оз "О внесении изменений в областной закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств областного бюджета";

- от 12.11.2015 № 109-оз "О внесении изменений в областной закон "О фондах финансовой поддержки муниципальных образований Ленинградской области";

-от 27.11.2015 № 124-оз "О внесении изменений в статьи 1 и 3-1 областного закона "О налоге на имущество организаций";

- от 27.11.2015 № 125-оз "О внесении изменений в статью 3 областного закона "О транспортном налоге";

постановления Правительства Ленинградской области:

- от 29.06.2015 № 246 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Ленинградской области на долгосрочный период";

- от 30.12.2015 № 543 "Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области";

проекты распоряжений Правительства Ленинградской области:

- "Об утверждении плана-графика мероприятий по изменению типа отдельных государственных учреждений Ленинградской области";

- "О создании адаптационных площадок по внедрению мер, направленных на повышение эффективности деятельности государственных учреждений Ленинградской области";

проекты постановлений Ленинградской области:

- "О формировании, контроле за исполнением и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области";

- "Об утверждении методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области";

проекты новых редакций ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями Ленинградской области (всего – 12 перечней).

Также, в связи с принятием областных законов Ленинградской области от 12.10.2015 № 87-оз "О признании утратившим силу областного закона "Об установлении единых нормативов отчислений от транспортного налога" и от 19.10.2015 № 93-оз "О внесении изменений в отдельные областные законы в сфере бюджетных правоотношений", в рамках совершенствования межбюджетных отношений в Ленинградской области с 2016 года на областном уровне будет консолидироваться транспортный налог, ранее зачисляемый в бюджеты поселений и городского округа по нормативу 50%, и устанавливаться единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских поселений (городского округа) в размере 3% в качестве компенсации потерь бюджетов поселений, городского округа от отмены транспортного налога.

 

Кроме того, с 2016 года в связи с завершением разграничения полномочий между областным бюджетом и бюджетами муниципальных районов, городского округа по дошкольному образованию (на областной уровень переходят полномочия по выплате заработной платы младшим воспитателям и административно-управленческому персоналу муниципальных дошкольных образовательных организаций), на 5% уменьшаются единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов, городского округа.

Стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования является основой повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов. Исходя из этого, в областном бюджете Ленинградской области на 2016 год из 62 субсидий распределены приложениями к закону бюджетные ассигнования по 14 субсидиям бюджетам муниципальных образований Ленинградской области.

В целях повышения эффективности предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области разработан проект постановления Правительства Ленинградской области "Об утверждении правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области", который содержит ряд новаций:

1. Установление для муниципальных образований – получателей субсидий ожидаемых результатов использования субсидий. Указанная новация позволит применить финансовые рычаги воздействия за недостижение ожидаемых результатов.

2. Переход к предоставлению большей части субсидий местным бюджетам на трехлетний период.

3. Установление финансовой ответственности муниципальных образований за достижение ожидаемых результатов использования субсидий. В качестве меры финансовой ответственности муниципальных образований предлагается установить специальные "штрафные" коэффициенты, применяемые для определения доли финансирования соответствующих обязательств за счет местного бюджета. В случае недостижения муниципальными образованиями промежуточных и конечных результатов (в отчетном периоде) в очередном финансовом году их доля финансирования будет увеличена.

В целях приведения правовых актов Ленинградской области в соответствие с действующим бюджетным законодательством разработано и принято распоряжение Правительства Ленинградской области от 7 октября 2015 года № 407-р "Об утверждении Перечня расходных обязательств муниципальных образований на 2015-2017 годы, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из областного бюджета Ленинградской области, целевых показателей результативности использования субсидий и их значений". Данным правовым актом утверждается перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения на срок трех лет, с указанием целевых показателей результативности предоставления каждой субсидий, их значение на каждый год (в пределах трех лет). Также начата работа над аналогичным проектом на 2016-2018 годы.

Сегодня Ленинградская область – в числе самых финансово надежных субъектов Российской Федерации. Ленинградская область является регионом-донором с 2002 года и не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сохраняется тенденция роста уровня расчетной бюджетной обеспеченности: на 2014 год этот показатель по Ленинградской области составил 1,186, на 2015 год - 1,294, на 2016 год – 1,324.

У 47-го региона один из самых низких уровней государственного долга по Северо-Западному региону и высокие оценки кредитоспособности от ведущих международных рейтинговых агентств Fitch Ratings ("BBB-") и Standard & Poor’s ("BB+").

По результатам мониторинга качества управления региональными финансами, проводимого Министерством финансов Российской Федерации, Ленинградской области за 2014 год присвоена II степень качества управления региональными финансами (надлежащее качество).

При оценке субъектов Российской Федерации за достижения наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий за 2014 год Ленинградская область заняла третье место среди 20-ти субъектов Российской Федерации. За достигнутые результаты региону перечислена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. По результатам заседания трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям, в состав которой входят представители Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, сумма составила 339 572,9 тыс. руб.

 

 

Первый заместитель председателя                                

комитета финансов                                                                                        Л.В. Королева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп. Рыженкова Е.Н., тел. 2656

Обновлено 12.01.2021