Отчет комитета финансов Ленинградской области о результатах деятельности (осуществления функций) за 2014 год
Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 № 191 "Об утверждении Положения о Комитете финансов Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" комитет финансов Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области и обладает статусом финансового органа Ленинградской области - субъекта Российской Федерации, обеспечивающего формирование и реализацию единой государственной финансовой, налоговой и бюджетной политики в Ленинградской области, составление проекта областного бюджета Ленинградской области и организацию исполнения областного бюджета Ленинградской области, исполнительно-распорядительные функции по управлению финансами Ленинградской области и координацию деятельности в сфере бюджетных правоотношений органов исполнительной власти Ленинградской области.
Основные направления реализации бюджетной политики в Ленинградской области в 2014 году определялись Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах, Бюджетным посланием Губернатора Ленинградской области на 2014-2016 годы, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ленинградской области и прогнозе социально-экономического развития Ленинградской области на 2014-2016 годы.
Спрогнозированная сумма доходов областного бюджета Ленинградской области на 2014 год и утвержденные источники финансирования дефицита областного бюджета позволили обеспечить финансирование расходов областного бюджета Ленинградской области в соответствии с принятыми расходными обязательствами. Финансовое обеспечение социально-значимых расходов в 2014 году исполнено в полном объеме.
Основные параметры областного бюджета Ленинградской области за 2014 год представлены в таблице:
|
|
|
|
тыс. руб. |
|
Наименование |
Первоначальный план на 2014 год
|
План на 2014 год
|
Исполнено за 2014 год
|
Процент исполнения |
|
ДОХОДЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА |
67 451 892,9 |
80 147 597,8 |
97 259 968,3 |
121,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
Налоговые и неналоговые |
63 511 117,0 |
64 991 344,2 |
83 099 911,1 |
127,9 |
|
Безвозмездные поступления, |
3 940 775,9 |
15 156 253,6 |
14 160 057,2 |
93,4 |
|
в том числе от других бюджетов бюджетной системы |
|
13 752 932,6 |
13 280 965,4 |
96,6 |
|
РАСХОДЫ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА |
76 591 596,0 |
89 764 373,8 |
83 199 790,8 |
92,7 |
|
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) |
-9 139 703,1 |
- 9 616 776,0 |
14 060 177,5 |
|
За 2014 год областной бюджет Ленинградской области исполнен по доходам в сумме 97 259 968,3 тыс. руб. (121,4 % плановых назначений в сумме 80 147 597,8 тыс. руб.), по расходам в сумме 83 199 790,8 тыс. руб. (92,7 % плановых назначений в сумме 89 764 373,8 тыс. руб.).
По сравнению с 2013 годом объем доходов областного бюджета увеличился на 24 766 550,3 тыс. руб. (на 34,2%), расходов на 5 583 973,1 тыс. руб. (на 7,3%).
Фактический профицит областного бюджета составил 14 060 177,5 тыс. руб. при плановом дефиците 9 616 776,0 тыс. руб.
В сводную бюджетную роспись внесены изменения без внесения изменений в закон о бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 217). Увеличены расходы на целевые средства в общей сумме 2 281 430,9 тыс. руб., фактически полученные из федерального бюджета в декабре 2014 года после внесения последних изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Одним из результатов последовательной и эффективной бюджетной политики Ленинградской области, в том числе бюджетного планирования, является постепенное уменьшение количества изменений в закон о бюджете Ленинградской области. Так, в 2011 году было 9 уточнений бюджета, в 2012 году – 8, в 2013 году – 7, в 2014 их количество снизилось до 5.
В целях обеспечения условий для формирования и исполнения областного бюджета Ленинградской области в программном формате (в структуре государственных программ) были приняты постановления Правительства Ленинградской области об утверждении шестнадцати государственных программ Ленинградской области, обеспечивающие правовые основания внедрения программного подхода в бюджетный процесс. Финансовое обеспечение государственных программ Ленинградской области составляет около 93% расходной части областного бюджета Ленинградской области. Тем самым реализован принципиально новый подход к формированию целевых статей классификации расходов областного бюджета Ленинградской области, предусматривающий интеграцию в структуру кода целевой статьи "программной" составляющей.
Для реализации программного принципа формирования и исполнения областного бюджета Ленинградской области, организации бюджетного учета и отчетности разработаны новые порядки применения "программной" классификации расходов, осуществлена их проработка с главными распорядителями бюджетных средств областного бюджета, проведена работа с органами местного самоуправления Ленинградской области.
В соответствии со статьями 8 и 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 областного закона от 26.09.2002 № 36-оз "О бюджетном процессе в Ленинградской области" и в связи с переходом на "программную" классификацию расходов, комитетом финансов Ленинградской области разработан и утвержден приказ комитета финансов Ленинградской области от 24.12.2013 № 18-02/01-02-178 "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации областного бюджета Ленинградской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области".
В целях организации контроля за целевым использованием межбюджетных трансфертов местным бюджетам разработан и утвержден Перечень кодов целей, присваиваемых субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области.
В целях осуществления мер по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет Ленинградской области, повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации расходов областного бюджета Ленинградской области, эффективному управлению государственным долгом Ленинградской области и государственными финансовыми активами Ленинградской области разработано и утверждено распоряжение Правительства Ленинградской области от 26 марта 2014 года № 156-р "Об утверждении Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ленинградской области на 2014 год".
Во исполнение постановления Правительства Ленинградской области от 10 июня 2014 года № 236 "О разработке программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области" и в целях формирования системы и создания условий для устойчивого повышения эффективности расходов бюджета Ленинградской области разработан Проект программы повышения эффективности управления общественными финансами Ленинградской области.
Для реализации областного закона от 22 декабря 2014 года № 96-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" разработан Проект постановления Правительства Ленинградской области "О мерах по реализации в 2015 году областного закона "Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Проект постановления подготовлен в целях создания условий для повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Ленинградской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 20.10.2014 № 477 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения публичных слушаний по проекту областного закона об областном бюджете Ленинградской области и годовому отчету об исполнении областного бюджета Ленинградской области за отчетный финансовый год" в 2014 году в Ленинградской области впервые проводились публичные слушания по проекту областного бюджета. В процессе обсуждения, на сайт Правительства Ленинградской области поступило 5 вопросов, на сайт "Открытый бюджет" 6 вопросов, также прозвучало 3 вопроса из зала. На "нулевом" слушании по проекту областного закона было задано 45 вопросов, на 26 из которых было отвечено устно, а на 19 комитет финансов Ленинградской области подготовил информационное письмо. Ни один вопрос не остался без ответа.
В результате подробной предварительной проработки расходов со всеми главными распорядителями бюджетных средств, на "нулевом" чтении и заседании постоянных комиссий Законодательного собрания Ленинградской области, публичных слушаниях, областной бюджет Ленинградской области на 2015-2017 годы впервые был принят во втором и третьем чтении одновременно.
Ленинградская область является регионом-донором с 2002 года и не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сохраняется тенденция роста уровня расчетной бюджетной обеспеченности: на 2014 год этот показатель по Ленинградской области составил 1,186, на 2015 год - 1,294.
При управлении государственным долгом в части заимствований необходимо отметить своевременное и высокоэффективное (по результатам 2014 года) решение о переходе к использованию возобновляемых кредитных линий. Несмотря на более высокие (8,7% против 8,4 %) ставки по сравнению с не возобновляемыми банковскими кредитами, данный инструмент позволил в течение 2014 года в условиях наличия временно свободных денежных средств, временно сократить заимствования более чем на 30,0 % (2,2 млрд. руб.) и сэкономить на их обслуживании более 140 млн. руб. При этом возможность последующего возобновления кредитования в конце 2014 года по ставкам конца 2013 года явилась крайне выгодной на фоне роста ключевой ставки ЦБ до 17,5 %, и соответственно роста рыночных ставок свыше 20,0 % годовых.
Следует отметить эффект значительного роста поступлений налога на прибыль, обусловленных ростом выручки от реализации предприятий, стимулируемых инфляционными и девальвационными ожиданиями, а так же доходами от переоценки валютных активов крупных налогоплательщиков – участников КГН. Данные доходы по итогу 2014 года сформировали сумму остатков денежных средств.
Комитетом финансов Ленинградской области ежегодно проводится оценка качества управления муниципальными финансами, позволяющая выявить сильные и слабые стороны муниципальных образований в сфере финансов для принятия соответствующих управленческих решений. За достижение наилучших показателей оценки качества управления муниципальных финансами муниципальные образования (3 муниципальных района, 3 поселения) поощряются.
В целях повышения эффективности и качества управления средствами областного бюджета проводится аналогичная оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета в соответствии с приказом комитета финансов Ленинградской области от 22.12.2014 № 18-02/01-02-101 "О порядке проведения оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета Ленинградской области".
Одним из показателей соблюдения эффективности управления региональным
бюджетом является снижение объема невыясненных поступлений.
Низкий уровень невыясненных поступлений, зачисляемых в областной бюджет, достигнут благодаря проводимой комитетом финансов Ленинградской области работе по взаимодействию с администраторами невыясненных поступлений, в том числе в части оказания им методической и консультационной помощи. Невыясненные поступления на 01.01.2014 года составили 49,2 тыс. руб.; на 01.01.2015 года – порядка 8,3 тыс. руб.
В условиях концептуального развития электронного бюджета применяемый в Ленинградской области вариант организации исполнения бюджета был бы невозможен без создания комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом, интегрированной "вертикально" и "горизонтально" (горизонтально – с другими системами, вертикально – с федерального уровня до местного уровня).
С 1 января 2014 года в Ленинградской области внедрена комплексная информационная система организации процесса государственных (муниципальных) закупок и электронной торговли, которая позволяет автоматизировать государственные (муниципальные) закупки в соответствии с принципами, заложенными в Контрактную систему Российской Федерации, просматривать и анализировать информацию, а также принимать управленческие решения в режиме реального времени.
Результатом внедрения указанной системы явилась автоматизация всех основных этапов закупочного цикла от процесса планирования и формирования закупок до процесса исполнения закупок, включая учетные процедуры бюджетных обязательств, и контроля над их исполнением.
Завершающим шагом в целях обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности бюджетной системы региона является портал "Открытый бюджет". На портале представлены результаты деятельности финансовой системы и исполнительных органов, а также инструменты обучения, информирования граждан, различные форматы взаимодействия с целевой аудиторией.
Функционал сайта поделен на несколько смысловых блоков – образовательно-просветительный, информационно-ознакомительный, и блок участия в жизни региона, реализован раздел "открытых данных".
На постоянной основе ведется работа с федеральными институтами (Минфин РФ, Аналитический центр при Правительстве, Открытого правительства) и организациями (Фонд свободы информации, Фонд "Открытый город", "Инфокультура" и другие) в сфере развития инструментов открытости.
По уровню открытости бюджетных данных Ленинградская область занимает 35-36 место среди субъектов Российской Федерации.
По результатам мониторинга качества управления региональными финансами, проводимого Министерством финансов России, Ленинградской области за 2013 год присвоена II степень качества управления региональными финансами (надлежащее качество).
В Ленинградской области обеспечен принцип сбалансированности областного бюджета: объем предусмотренных расходов соответствует суммарному объему доходов и источников финансирования дефицита. Расходная часть областного бюджета Ленинградской области формировалась с учетом ежегодного снижения дефицита областного бюджета на 2 процентных пункта. Бюджет на 2015 год был принят с дефицитом в размере 8% от уровня собственных доходов областного бюджета. При этом в 2016 году дефицит прогнозируется на уровне 6%, в 2017 году — 4%. К 2018 году область планирует выйти на бездефицитный бюджет.
Первый заместитель председателя
комитета финансов Л.В. Королева