Доклад Маркова Р.И. на заседании Правительства Ленинградской области 27.11.2014 года

Представляю вашему вниманию доклад об исполнении бюджета Ленинградской области за 9 месяцев 2014 года.

Доклад будет состоять из двух частей. Первая часть – об итогах реализации плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Ленинградской области за 9 месяцев 2014 года.        Вторая часть -  исполнение бюджета и прогнозы на конец 2014 года.

Свое выступление хочу начать с цитаты Владимира Владимировича Путина из форума действия Общероссийского народного фронта 18 ноября 2014 года, который сегодня очень актуален для нас:

«Мы обязательно будем двигаться по исполнению всех намеченных планов, добиваясь поставленных целей. Конечно, нужно учитывать все факторы, экономическую конъюнктуру. Словом, быть реалистами, прагматиками, не строить замки на песке. Если этого требуют объективные обстоятельства, нужно искать соответствующие решения, исходя из складывающейся обстановки и уточнять приоритеты».

Направление,  заданное Президентом, сегодня особенно актуально. И говоря о реализации плана мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов, можно сказать, что когда мы формировали планы, была совершенно другая экономическая ситуация. Фактически мы сейчас живем в совершенно новых экономических и политических реалиях, и мы видим, что те посылы, которые были изначально, по объективным причинам сегодня реализовать уже невозможно. Этот план надо доработать по всем органам исполнительной власти и все мероприятия по доходам должны быть оцифрованы.

За 9 месяцев 2014 года у нас следующие результаты по доходам - 62,898 млрд. руб. При уточненном плане ноября - 77,672 млрд. руб.

Расходы за 9 месяцев 2014 года составили 50,943 млрд. руб., из них расходы за счет собственных доходов 45,909 млрд. руб., и за счет безвозмездных поступлений 5,034 млрд. руб. Профицит бюджета на 01.09.2014 при плановом дефиците 9,811 млрд. руб. составил 11,955 млрд. руб.

Данный профицит сложился из-за того, что мы получили дополнительные доходы по консолидированным группам налогоплательщиков. Прежде всего, в консолидированной группе это компания ОАО «Сургутнефтегаз». На результат повлиял рост курса иностранной валюты, который произошел в начале года, и перераспределение прибыли внутри группы за счет  введенного в  2013 году дополнительного оборудования на 88 млрд. руб., в результате чего часть прибыли переместилась в сторону Ленинградской области. Нужно сказать, что Ленинградская область выиграла больше всех от закона по консолидированным группам налогоплательщиков по сравнению со всеми субъектами Российской Федерации.

По планам на конец года. Обращу внимание на цифру профицита, которую мы ставим в план – 2,794 млрд. руб. Нам крайне важно выйти на цифру близкую к 2,794 млрд. руб. на начало года, потому что в 2015 году  нам необходимо дополнительно предусмотреть в расходах  бюджета средства на строительство перинатального центра.

Остановлюсь более подробно на доходной части бюджета за 9 месяцев 2014 года. Начну с налога на прибыль, по которому у нас самый большой рост – 60,9%. Но здесь необходимо сказать, что на данный момент объем переплаты на счетах налогоплательщиков составляет 4,6 млрд. руб. На сегодняшний день возвращено плательщикам 1,7 млрд. руб.

Мы показали рост по НДФЛ 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по налогу на имущество организаций – 21,8%, здесь также помогли консолидированные группы налогоплательщиков. У нас есть небольшой рост по транспортному налогу – 6,8%, и серьезное отставание по акцизам – снижение на 9,6%.

Сегодня недоимка по налогам и сборам в бюджетную систему Ленинградской области составляет 1,673 млрд. руб. в целом при налоговых доходах консолидированного бюджета 66,268 млрд. руб.

Тем не менее, хочу обратить внимание всех на эти цифры. Это тот резерв, с которым нам необходимо работать, и необходимо усиливать работу, в том числе и на уровне муниципальных образований, потому что по земельному налогу недоимка составляет 287 млн. руб.,  по транспортному налогу – 621 млн. руб. Эти деньги сейчас очень пригодились бы на уровне муниципалитетов. Напомню, что 50% транспортного налога остается на муниципальном уровне. По налогу на прибыль организаций недоимка составляет 115 млн. руб.

Переходим к расходам. Здесь мы решили показать расходы по государственным программам по состоянию на 1 ноября 2014 года, потому что эти цифры дают на сегодня более правильную картину.

Лидеры по исполнению областного бюджета по государственным программам:  государственная программа «Социальная поддержка», «Жилье», «Образование». Отстают «Дороги», «Физкультура», «Информационное общество». Задача – в оставшееся время подтянуться, где есть возможность, усилить работу по освоению денежных средств.

Хочу остановиться отдельно на расходовании средств, которые заложены в адресную инвестиционную программу. В  2014 году при первоначальном плане адресной инвестиционной программы значительно лучшем, чем в 2013 году, и при наличии финансирования, работаем хуже. Первоначально на 2014 год планировалось по адресной инвестиционной программе 6,8 млрд. руб., уточненный план составил 6,6 млрд. руб., за 9 месяцев освоено всего 1,7 млрд. руб. Даже в 2013 году на эту дату было освоено 2,3 млрд. руб. По году результат, скорее всего, изменится, но, тем не менее, тенденция плохая.

Лидером по исполнению адресной инвестиционной программы в разрезе госпрограмм являются «Устойчивое общественное развитие» - 83,2% и «Обеспечение качественным жильем» - 68,6%.

Исполнение по другим программам следующее:

- безопасность - 45,2%;

- развитие автомобильных дорог - 37,9%;

- развитие физкультуры и спорта - 31%;

- развитие здравоохранения - 20,7%;

- современное образование - 14,7%;

- развитие сельского хозяйства - 14,2%;

- инженерная инфраструктура - 7,6%.

Цифры по 9 месяцам 2014 года   с одной стороны показывают тенденцию, но здесь пока окончательные выводы делать рано.

Не может не беспокоить исполнение областного бюджета за счет безвозмездных поступлений.

Исполнение в разрезе главных распорядителей бюджетных средств следующее. Лидеры – это комитеты по:

- агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу – 80%;

- соцзащите – 71%;

- физкультуре – 70%;

- труду – 66%.

Далее у нас аутсайдеры:

- комитет по строительству - 15%;

- комитет по культуре - 4%.

Комитеты по телекоммуникациям и информатизации, по печати и связям с общественностью, экономического развития и инвестиционной деятельности, по управлению государственным имуществом, по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка, по дорожному хозяйству по итогам исполнения 9 месяцев показали нули. Мы очень много усилий прикладываем к тому, чтобы получить деньги  из федерального бюджета. Мы их получаем, и очень обидно, когда мы не осваиваем их до конца. Сейчас выводы здесь делать рано.  Но, тем не менее, надо главным распорядителям бюджетных средств очень серьезно озаботиться тем, что будет по освоению к концу года.

Как пример приведу информацию по освоению федеральных средств, предусмотренных для софинансирования объектов массового спорта. По этому направлению выделено 150 миллионов, 54 миллиона направлены в муниципальные образования за 9 месяцев, а мы договаривались, что мы будем направлять эти денежные средства, когда будем понимать, что есть исполнение. И только 21 миллион был перечислен поставщикам и подрядчикам.

Переходим к управлению денежными средствами. Вот две показательные кривые. Синяя кривая – это наши доходы. Мы видим, как они поступали в течение года. Пунктирной линией – это проекция на конец года. И красной линией – мы видим расходы.

По концу года эти кривые разойдутся, и возникнет разрыв, который нам нужно будет восполнить за счет возврата депозитов, которые у нас сегодня размещены.  В районе 9 миллиардов  рублей находятся на депозитах. Это временно свободные средства областного бюджета.

В конце года мы их полностью израсходуем, полностью израсходуем остатки. И нам необходимо будет привлечь на рынке денежные средства по нашим оценкам около 4 миллиардов рублей.

Ситуация на рынках очень тревожная. Мы сейчас над этим работаем для того, чтобы не допустить  кассовых разрывов и невыполнения наших обязательств.

Почему такой разрыв? Казалось бы, профицит 11 миллиардов по 9 месяцам, но все равно есть разрыв.

В декабре текущего года подходит срок для возврата 1,1 млрд. руб. коммерческого кредита. И мы погашаем 1,3 млрд. руб. - облигации, которые были выпущены в 2004-2005 годах.

Кроме того, уже, в течение первого квартала 2014 года, погасили 1,3 млн. руб. ранее привлеченных денежных средств. Не смотря на то, что мы говорим о профиците, который сформировался, ситуация достаточно непростая, с точки зрения управления текущей ликвидностью нашего бюджета.

Традиционная картинка по муниципальным образованиям. Мы отстаем по поступлению собственных доходов в бюджеты муниципальных образований. В красной зоне (менее 68%) находятся несколько районов. Это Лужский, Гатчинский, Тосненский, Кингисеппский и Волховский районы.

Исполнение по расходам. К сожалению, преобладает больше красный цвет – исполнение менее 56%. Это очень тревожная ситуация. Мы на уровне местных бюджетов не дорабатываем по исполнению. Над этим вопросом муниципальным образованиям надо задуматься.

Остановлюсь на проблеме муниципального долга. В красной зоне 9 муниципальных образований, у которых муниципальный долг превысил 10% собственных доходов. Это Тихвинский, Подпорожский, Выборгский, Лодейнопольский, Сланцевский, Кингисеппский, Лужский, Гатчинский и Бокситогорский районы.

Мы постараемся помочь тем, у кого есть коммерческие кредиты. Мы планируем  провести частичное замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами из областного бюджета. Надеемся, что у нас будет такая возможность, если мы получим соответствующее подкрепление  из федерального бюджета.

Следует отметить, что Ленинградская область с колоссальным инвестиционным рейтингом инвестиционной привлекательности, не может привлечь деньги сейчас для того, чтобы иметь подушку безопасности на конец года.

Если муниципальные образования надеются, что с легкостью наберут коммерческих кредитов в 2015 году, это не так. И та плата по процентам, которую вам будут предъявлять банки, съест все ваши доходы. А когда вы обратитесь к нам, мы будем вынуждены уменьшать адресную инвестиционную программу. И в первую очередь будем снимать муниципальные объекты.

Поэтому всех призываю к очень вдумчивому, грамотному и взвешенному подходу к планированию потока денежных средств на 2015 год.

Все вы хотите строить, все вы хотите, чтобы у вас возникали объекты:

- во Всеволожском районе в Дубровке - дом культуры, который обсуждается;

-  футбольное поле в Рощино;

- ледовый дворец в Кингисеппе;

- крытый плавательный бассейн в Ивангороде;

- спортивный центр в Отрадном;

- физкультурно-оздоровительный комплекс в Виллози;

- стадион с футбольным полем в Подпорожье;

- стадион в Тосно;

- каток в Тосно;

- дом культуры  в Красном Бору.

Это только часть того, что не попало в бюджет. Но, тем не менее, это все обсуждается. Мы смотрим, как включить в государственные программы эти объекты.

Что мы видим по реальной ситуации? Предложения по строительству части вот этих крупных объектов поступают от районов, которые уже сейчас закредитованы, и которые не могут самостоятельно рассчитаться по долгам, по бюджетным и по коммерческим кредитам, и обращаются к нам за помощью.

У большинства районов, которые хотят строить такие объекты, не просчитаны  расходы на обслуживание и содержание этих объектов.

При принятии решений о том, какие начинать стройки, что включать в государственные программы, мы теперь вынуждены очень внимательно смотреть на то, что у вас запланировано в бюджетах на содержание этих объектов. Если мы увидим, что вы планируете тратить на это  привлеченные средства, например кредиты коммерческих банков и бюджетные кредиты,– мы такие объекты финансировать не будем.

Поэтому, принимая решение о том, что вам нужно построить, думайте, за счет чего вы будете это содержать. Уже сегодня пришла пора смотреть и на внебюджетные доходы по этим объектам, и на оптимизацию расходов.

Небольшое отступление. В 2015 году мы усилим контроль за соблюдением нормативов на содержание ОМСУ, в том числе по заработной плате.

По-прежнему острой остается ситуация, когда на счетах муниципальных образований скапливаются серьезные денежные средства. По 9 месяцам, на 1 ноября 2014 года – более 10 миллиардов в целом было на счетах муниципальных образований.

Оставляем для себя  ту же самую задачу, которую мы ставили на 2014 год, более эффективно расходовать денежные средства. Будем стараться деньги перечислять в муниципальные образования под фактически выполненные работы.

Завершая свое выступление, перейду к выводам:

1). Конечно, очень положительно, что у нас сокращается плановый дефицит областного бюджета. В этом нам помогли:

- грамотная инвестиционная политика, проводимая в Ленинградской области;

- грамотное решение по привлечению инвестиций, в том числе и в Киришском районе.

Ну и конечно нельзя забывать, что и в целом экономическая ситуация нам помогла. Рост курса евро, доллара позволил нам получить часть дополнительных доходов по основным налогоплательщикам.

2). Нельзя не отметить, что адресная инвестиционная программа не исполняется заданными темпами. Это очень большой минус.

3).  Но в завершении хотел бы сказать о следующем. Бюджет должен, конечно же, исполняться, но ни в коем случае нельзя исполнять его в ущерб качеству.

Мы очень много говорим о том, что у нас не исполняются госпрограммы. Это не означает, что нужно любым способом раздать деньги под конец года, чтобы показать исполнение.

Когда мы будем анализировать – мы будем анализировать и с точки зрения исполнения по кассовому расходу, но также следом пойдут контрольные органы, которые будут проверять, насколько качественно и эффективно эти деньги освоены.

Если мы увидим, что деньги потрачены, например, дороги сделаны некачественно (как это было по некоторым районам в 2014 году), финансирования по таким объектам не будет. То есть, если деньги предусмотрены, а мы не видим достаточного качества, а у нас сегодня есть все средства для того, чтобы проверить это качество и по строительству, и по дорожному строительству, эти работы профинансированы не будут.

 Возьмите себе это на заметку, и при принятии решения о том, как в конце года исполнять госпрограммы, придерживайтесь разумного баланса между необходимостью во что бы то ни стало потратить деньги и добиться качества выполнения государственных программ и тех целевых показателей, которые сегодня предусмотрены в государственных программах.