Выступление Р.И.Маркова 06 февраля 2017 года

Презентация "О проекте Постановления Правительства Ленинградской области "О мерах по реализации в 2017 году областного закона об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"

____________________________________________________________

Стенограмма выступления Маркова Р.И. «О проекте Постановления Правительства Ленинградской области «О мерах по реализации в 2017 году областного закона об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию основные тезисы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации в 2017 году областного закона «Об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Специально попросил у Губернатора о возможности выступить перед вами, и сделать это как можно раньше в этом году для того, чтобы мы все смогли эффективно работать по исполнению бюджета Ленинградской области.

В этом году очень много новшеств. Каждое из новшеств влияет затем на финансирование. И под каждым положением есть определенные штрафные санкции, в том числе и финансовые, в том числе и кадровые. Расскажу сегодня
об основных особенностях работы с субсидиями из федерального бюджета, субсидиями бюджета муниципальных образований, с субсидиями юридическим лицам.

Начнем с субсидий из федерального бюджета. Назову основные такие тезисы, на которые нужно обратить внимание. Первое и самое важное такое положение - это то, что предельные сроки распределения субсидий до 1 февраля 2017 года. То есть уже все основные субсидии из федерального бюджета должны были быть распределены.

Мы сейчас занимаемся мониторингом, на уровне комитета финансов получаем информацию из федерального бюджета. И просьба всем главным распорядителям бюджетных средств как можно быстрее получить у своих профильных министерств эту информацию. После 1 февраля этого года никакие субсидии распределяться не будут.

Далее следующее такое важное положение - необходимость заключения соглашения о предоставлении субсидий до 1 марта.

В случае, если эти параметры не будут выполнены, до 1 марта должны быть перераспределены на другие направления все субсидии, которые до 1 февраля не были распределены. И до 1 апреля должны быть изъяты и перераспределены на другие направления все субсидии, по которым не заключены соглашения.

Основная особенность 2017 года заключается в том, что сейчас все субсидии в электронном виде. Начал работать электронный бюджет. Этот проект разворачивается по всей стране. И уже в 2017 году прошу всех обратить на это внимание - возможности заключить соглашения с федеральным Правительством в бумажном виде не существует. То есть сейчас надо всем в срочном порядке еще раз проверить, все ли сделаны необходимые действия для того, чтобы в электронном бюджете были заведены уполномоченные лица, которые уполномочены подписывать своей электронной подписью эти соглашения.

Необходимо проверить, выложены ли соглашения ваши профильные на сайте электронного бюджета, проверить все графы и все ячейки в этом отношении, потому что всё заполняется в электронном виде.

Необходимо очень четко проверить все реквизиты, которые есть в этих соглашениях. В случае если будут ошибки в каких-то реквизитах, субсидии не поступят, и поправить возможности не будет. Если будет ошибка в реквизитах, деньги попадут на невыясненные суммы и будут в безусловном порядке возвращены обратно в федеральный бюджет после 1 апреля.

Коллеги, это очень важно.

Мы со стороны комитета финансов активно работаем с Министерством финансов Правительства Российской Федерации. Уже началась работа по заключению этих соглашений. Первые соглашения подписаны по комитету по социальной защите. Мы были на видеоконференции в пятницу вместе.

Коллеги, очень много сложностей, очень много нюансов, поэтому просьба всем обратить внимание и не затягивать эти процедуры. Времени, кажется, целый месяц, но этого совершенно недостаточно для того, чтобы в таком расслабленном режиме работать.

Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться и обратить ваше внимание, это кардинальное различие в подходах по платежам.

Здесь на слайде мы показали в виде примера: если в 2016 году на перечисление денежных средств оформлялось два платежных поручения (одно платежное поручение за счет средств областного бюджета, второе платежное поручение - за счет средств федерального бюджета). В 2017 году оформляется единое платежное поручение, и только в течение двух дней при предоставлении документов о перечислении этих денежных средств мы можем получить долю из федерального бюджета в виде софинансирования. Это очень жесткое такое правило. Для того чтобы это всё осуществить, у нас должны быть необходимые остатки на счете в федеральном казначействе. Это ситуация такая, достаточно жесткая и серьезная.

Следующий момент - это предельный объем софинансирования. Предполагалось изначально, что эти подходы будут внедрены с 1 января 2017 года. К счастью для субъектов Российской Федерации, эти положения перенесены на 1 января 2018 года.

Предельный объем софинансирования будет для всех видов субсидий. Он зависит от уровня расчетно-бюджетной обеспеченности и кроме этого зависит от посчитанного на федеральном уровне минимального бюджета. То есть, в том числе и зависит от оценки эффективности расходования денежных средств на уровне субъекта Российской Федерации.

Ленинградская область имеет очень высокий уровень расчетно-бюджетной обеспеченности - 1,522 в периоде, соответственно расчетный объем софинансирования для Ленинградской области - 31%. Это положение вступит в силу с 1 февраля 2018 года.

Также ситуация очень жесткая, сегодня у нас обратные проценты, наш объем софинансирования - около 30%, а из федерального бюджета - 70%. Но у нас есть 2017 год для того, чтобы к этому подготовиться, хотя подготовиться будет достаточно сложно.

Очень сильно ужесточились подходы по штрафным санкциям за исполнение по субсидиям из федерального бюджета. Справочно скажу, что уже на сегодня по комитету по дорожному хозяйству мы уплатили 14,5 млн руб. штрафных санкций. 270 млн руб. пока нам не предъявили, но эти средства сейчас находятся на контроле Министерства финансов, и все будет зависеть от того, как мы в дальнейшем исполним работу по соглашениям по этим субсидиям.

По комитету по агропромышленному комплексу заплатили уже 1,3 млн руб. штрафов. И по комитету по строительству за 2014 год - 12 млн руб. в виде штрафных санкций заплатили в федеральный бюджет, и за 2015 год - 72 млн руб., это Выборгский спортивный комплекс.

Штрафные санкции очень весомые, очень тяжелые, поэтому на первый план выходит качественное исполнение по средствам, которые мы получаем из федерального бюджета.

И следующее положение, на которое хотелось бы обратить внимание всех руководителей, что делать в случае, если нарушаются обязательства, установленные соглашениями о предоставлении из федерального бюджета бюджетных субсидий по 2016 году. Первое, что нужно сделать, это направить в Минфин России, Минэкономразвития России и отраслевые федеральные ведомства обращение либо о продлении срока устранения нарушения обязательств, либо об освобождении от применения мер ответственности. Всё это нужно делать совместно с комитетом финансов, чтобы мы на каждом этапе были четко в курсе этих действий, потому что мы находимся в режиме онлайн в работе с Министерством финансов.

Должны быть обязательные приложения: документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых не исполнены обязательства; и информация о предпринятых мерах по устранению нарушений.

Обязательно необходимо предоставить в комитет финансов Ленинградской области копии обращений с приложениями, и сделать это необходимо - крайний срок до 1 апреля 2017 года.

Коллеги, лично мне приходилось участвовать в совещаниях Министерства финансов, где обсуждаются штрафные санкции и неисполнение субсидий, - разговор проходит очень жесткий, и каждый нюанс имеет свое значение. Я имею в виду обоснование, почему так произошло, почему есть проблемы с исполнением соглашения.

Мы усиливаем контроль результатов работы по субсидиям. Следующие контрольные точки: за 6 месяцев - до 1 июля мы будем собирать информацию от главных распорядителей бюджетных средств и докладывать Губернатору Ленинградской области до 30 июля. По 6 месяцам на кадровом совете также будет рассматриваться эта работа.

За 9 месяцев - до 15 октября необходимо представить информацию от главных распорядителей бюджетных средств в комитет финансов, и Губернатору поступит доклад до 30 октября.

Уважаемые коллеги, чтобы ни для кого не было неожиданностью применение мер, в том числе и дисциплинарного воздействия на руководителей, просьба очень внимательно уже сейчас работать с тем, о чем я говорю, с соглашениями по федеральным средствам.

Следующий блок, который хотелось бы обсудить, это субсидии бюджетам муниципальных образований. В 2017 году у нас 61 субсидия. В 2016 году было 74, мы работаем над укрупнением субсидий вместе с вами.

Уже 25 субсидий распределено законом «О бюджете», это 41%, и остается 36 субсидий, это 59%, которые не распределены законом «О бюджете».

Коллеги, несмотря на то, что уже в декабре была возможность заключать соглашения, входить на конкурсные процедуры, у нас до сих пор нет информации о заключенных соглашениях. Мы сейчас у всех (комитет финансов) запросим результаты этой работы, и также мы доложим на кадровом совете Губернатору о той работе, которая проделана. Будет очень обидно, что проделав всю подготовительную работу, всю необходимую работу по распределению субсидий законом «О бюджете» (а это была очень тяжелая работа с депутатами), мы завалим работу по конкурсным процедурам и по заключению соглашений. Просьба всех обратить на это внимание.

В Ленинградской области вводится мера ответственности за недостижение целевых показателей результативности субсидий, которые предоставлены в 2017 году. Оценка будет проводиться в 2018 году, и за каждое нарушение предусмотрены штрафные санкции.

Просьба внимательно ознакомиться с положением о штрафных санкциях, они достаточно жесткие. Конечно, мы не можем себе позволить предъявлять такие жесткие штрафные санкции, как нам предъявляет федеральный бюджет, но тем не менее, при работе и с муниципальными образованиями, и с главными распорядителями бюджетных средств свои штрафные санкции мы предъявлять будем. Поэтому не затягивайте эту работу, очень детально ознакомьтесь с этими положениями для того, чтобы все это применить по ходу исполнения бюджета.

Теперь самая главная информация, которая будет иметь самое важное значение. Предельный срок распределения субсидий по муниципальным образованиям (это касается тех субсидий, которые не распределены законом «О бюджете») - 1 марта 2017 года. Остается месяц на то, чтобы распределить эти 59% субсидий, которые остались нераспределенными. Это 36 субсидий.

Предельный срок заключения соглашений о предоставлении субсидий
- это 1 апреля.

По субсидиям, которые не будут распределены до 1 марта, и по которым не будут заключены соглашения до 1 апреля, - все денежные средства будут изъяты и направлены либо на погашение дефицита областного бюджета, либо направлены на другие направления, по которым у нас сейчас есть недофинансирование.

То, что я говорил, не касается субсидий на выполнение работ и услуг в отношении объектов, по которым необходимо проведение дополнительной оценки их состояния по итогам зимнего периода. Это ремонтные работы, которые будут выполняться в 2017 году по дорожному фонду, это подготовка к зиме, а также часть остальных субсидий. Кроме того, за счет средств федерального бюджета и средств фонда содействия реформирования ЖКХ по тем, по которым по состоянию на 1 февраля 2017 года пока не утверждены объемы финансирования.

Кроме того, очень важно не допускать перераспределения межбюджетных субсидий после 1 декабря текущего финансового года.

Следующее положение, которое является новшеством и которое повторяет требования федерального бюджета: принятие решения о подтверждении потребности в текущем году в остатках субсидий, предоставленных в отчетном году, допускается только однократно.

Расшифрую это положение. В 2017 году остатки будут подтверждены только за 2016 год, за 2015 год остатки подтверждаться не будут. То же самое положение есть и по мерам исполнения федерального бюджета.

Коллеги, и в дальнейшем подтверждаться остатки будут только за предыдущий год. Никаких подтверждений за 2 года назад, за годы назад, как это у нас было в прошлом году, больше не будет.

Следующий блок вопросов - это субсидии юридическим лицам. Всего в 2017 году - 94 субсидии: 68 субсидий - субъектам предпринимательской деятельности, 26 субсидий - некоммерческим организациям. В 2016 году было 114 субсидий, мы также здесь идем вместе с вами по укрупнению субсидий для того, чтобы сделать работу более эффективной.

Что здесь необходимо сделать главным распорядителям бюджетных средств? В срок до 1 июня 2017 года провести оценку эффективности предоставления субсидий субъектам предпринимательской деятельности и некоммерческим организациям (за исключением госучреждений). И по результатам этой проверки и оценки принять решение либо о сохранении субсидии, либо объединении или отмене предоставления субсидии. Все эти решения должны быть приняты до 1 июня 2017 года.

Далее, прошли изменения в порядке организации работы по субсидиям юридическим лицам. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2017 года №887, что необходимо сделать: до 1 июня 2017 года нужно внести изменения в нормативно-правовые акты Ленинградской области, где установить подходы к каждой субсидии:

  • либо эта субсидия предоставляется на возмещение недополученных доходов, и отнести субсидию к этой категории;
  • далее, субсидия предоставляется на финансовое обеспечение затрат с последующим подтверждением использования средств;
  • либо финансовое обеспечение затрат без последующего подтверждения использования средств.

Все эти подходы описаны в постановлении Правительства №887, просьба руководителям - внимательно эти положения посмотреть.

И далее, договор о предоставлении субсидий заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом комитета финансов от 30.12.2016. Коллеги, тоже внимательно изучите, по другой форме приниматься соглашения не будут.

Далее, перечисление субсидий юридическим лицам за счет средств федерального бюджета (с целью финансового обеспечения затрат с последующим подтверждением использования средств) будет осуществляться только на лицевые счета, открытые в управлении федерального казначейства по Ленинградской области.

Коллеги, это тоже важное положение, нужно убедиться в том, что все ваши контрагенты, которые подпадают под эти положения, своевременно открыли счета в федеральном казначействе по Ленинградской области.

Далее несколько слов скажу о субсидиях государственным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо обеспечить возврат в областной бюджет остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания. Это положение мы впервые применяем в данном указе. Все средства, которые не израсходованы по тем государственным заданиям, по которым не достигнуты показатели, в безусловном порядке должны быть возвращены в бюджет. Это также требование, которое применяется на уровне федерации.

Кроме этого, должны быть возвращены все субсидии на иные цели, по которым не принято решение о наличии потребности в текущем году. И сделать это необходимо до 1 марта 2017 года. После этой даты будут следовать меры дисциплинарного воздействия.

Ну и последнее положение, на котором хотел бы остановиться, у нас впервые появилось такое положение: о необходимости обеспечения постоянного видеонаблюдения в сети Интернет за объектами адресной инвестиционной программы. Это требование должно применяться ко всем строительно-монтажным работам, которые идут по соглашениям о предоставлении субсидий. И в условиях контрактов необходимо записывать обязательную организацию видеонаблюдения в сети Интернет за тем, как строятся объекты.